Жаркие километры

Жаркое лето 2010 года своей макушкой пришлось на уникальный праздник эрзянского народа "Эрзянь Раськень Озкс". Мы давно собирались совершить велопоход по Мордовии с посещением этого события, происходящего раз в три года. Интерес к культуре и истории эрзян перерос в увлечение. Не зная языка, но общаясь с ними на разных мероприятиях, слушая песни, подсознательно ощущаешь что-то родное и доброе. С точки зрения официальной науки, малые народы нашей страны, за редким исключением, почти не имеют самостоятельной истории, их история начинается с момента колонизации этих народов системой под названием "российская государственность".

Центр эрзянской культуры организовал автобус на этот праздник, и Алексей со своим историческим костюмом мордовского бортника воспользовался этой возможностью. А мы планировали ехать на велосипедах вместе с саранскими велотуристами. Кроме посещения праздника, у нас с Татьяной в этом походе были и другие цели:
- заехать в поселок Сурское Ульяновской области и познакомиться с интересными людьми - Владимиром и Галиной Кочетковыми, о которых узнали от наших друзей и из публикаций в Интернете;
- попытаться "закрыть" тему поиска пещер в Инзенском и Сосновоборском районах;
- не сильно отклоняясь от намеченного маршрута, посетить монастыри центральной и восточной частей Мордовии (в продолжение темы, начатой в 2008 году).

За неделю до старта к нам захотел присоединиться Илья CYCLOiD - опытный московский велотурист-"дальнобойщик", проводящий лето у бабушки в деревне в Пензенской области. Наши края знает не понаслышке - колесил на велике и один, и с друзьями.

Загрузившись в вечернюю электричку до Рузаевки 7 июля, мы вылезли, не доезжая Рузаевки, и заночевали в посадках. Утром быстро докатили до Рузаевки, где встретили с Инзенской электрички Лену - знакомую Ильи ещё по Мадагаскару.

За два дня мы планировали добраться до села Чукалы Большеигнатовского района Мордовии, посетив по дороге 4 монастыря. Последнее ребят из Москвы мало интересовало, их больше привлекали участки подальше от цивилизации и асфальта.

Во второй половине второго дня Лене пришлось оставить нас и вернуться на дачу, в деревню Екатериновка у Юловского пруда в Ульяновской области, где её ждали родители и соскучившийся по маме маленький Егор. Мы же к вечеру были в Чукалах, где нас ждал тёплый приём и банька, организованные Татьяной Павловной (сестрой Николая Павловича Бершина) и её сыном Алёшей.

(Праздник иконы Тихвинской Божией Матери в Куриловском женском монастыре)

(На выезде из национального парка "Смольный")

О Николае Павловиче Бершине - старейшем велотуристе из Саранска - хочу сказать особо. С этим человеком я познакомился лет 17 назад, когда они с нашим "аксакалом" Николаем Яковлевичем Платовым организовали несколько совместных велопоходов наших клубов. Наступили тяжёлые времена, и до 2008 года связь поддерживалась, в основном, по почте и телефону. В конце 2008 года он со своими друзьями на денёк приехал в Пензу. За чашкой чая у Платова стали зарождаться новые планы. Один из них - совместное посещение "Эрзянь Раськень Озкс" в 2010 году. Палыч - коренной эрзянин - рассказал много интересного об истории и языке своего народа.

Настало время осуществления этого замысла. Но случилось так, что невиданная жара спутала наши планы. Палыч, зная наш маршрут, вечером 8 июля встретился с нами у Макаровского монастыря вблизи Саранска. Разговор был не очень долгим и закончился решением: встретиться в Чукалах вечером накануне праздника. Сам же он приедет на автобусе. Туда же приедут два знаменитых ветерана-велотуриста из Чамзинки. Вечер перед праздником пролетел в интересных разговорах, ведь собрался народ с богатым опытом велостранствий. Да и неодарённость в таких людях встречается редко. Банька и деревенские еда и напитки, приготовленные хозяевами дома, были очень кстати в жаркую погоду. Утром позавтракали и всей делегацией отправились на поляну, к месту проведения праздника. (см. фотогалерею)

К 15 часам вернулись домой, усталые, но довольные. Сполоснувшись и перекусив, поблагодарив хозяев, выехали в сторону Ардатова. Впереди нас ждала чисто походная жизнь.

Через 15 километров дорога пошла резко вверх, и мы почувствовали, что где-то рядом село Горки, недалеко от которого находится родник "Старцев Угол", который нам советовали посетить. Наверху у кладбища стоял полустёршийся указатель, извещающий, что до родника 4 км полевой дороги. Место это - часто посещаемое, и все 4 км мы пытались уклониться от облаков пыли, поднимаемых машинами. Благо, на обратном пути нам повезло - единственная машина встретилась уже у самой трассы. Что можно сказать об этом месте? Это целый комплекс - часовня, несколько родников, купальня. У часовни можно прочитать историю и легенды, связанные с этим местом.

Солнце клонилось к закату, воды оставалось немного, и пора было подумать о ночлеге, но ребята были настроены ехать до темноты. Вот вдалеке за поворотом показался Ардатов. Мы увидели две беседки и слабенький родничок в овражке. У дороги установлена плита, извещающая, что здесь останавливался А.С.Пушкин, направляясь в своё имение Большое Болдино. Всё было кстати: солнце закатилось за горизонт, но ещё светло. Набрали воды. Неподалеку природа предоставила нам проветриваемый сосняк для ночёвки.

Утром, после небольшого дождичка, обогнув по окружной дороге Ардатов, мы попали в село Тургенево, названное по фамилии владельца И.П.Тургенева - известного общественного деятеля XVIII века. Казанская пустынь расположена южнее, в 6 км, куда ведёт хорошая дорога. Издалека впечатляют размеры и величие ансамбля. Но всё испортил громадина-охранник, выбежавший из ворот обители. Он запретил фотографировать ближе 50 метров от ограды монастыря и вообще дал понять, что мы здесь не ко двору. Сделав несколько снимков с разрешенного расстояния, мы поехали в Чувашию, в город Алатырь. Илья сказал, что он уже объелся монастырями, и пора уже ехать в Сурское к Кочеткову.

За 4 дня похода Казанская пустынь была пятой по счёту, и везде присутствовала людская суета и сплошной ремонт зданий. На этом мы решили завершить посещение монастырей, и в Свято-Троицкий монастырь в Алатыре заезжать не стали, учитывая, вдобавок, время, потраченное на ремонт проколов колеса. В Алатыре, расположенном на возвышенности, с которой открываются дали вдоль рек Суры и Алатыря, мы запаслись продуктами и повернули на юг, по левобережью Суры.

Пару слов об участке Алатырь - Сурское. Дорога разнообразилась спусками и подъёмами, а большой подъём перед Сурским напоминал кусочек Крыма. Мы часто останавливались и любовались сурскими просторами.

Много мест, где можно подъехать к воде и искупаться, чем мы и воспользовались у села Иваньково-Ленино, на границе Чувашии и Ульяновской области.

С последнего перевала открылся прекрасный вид на сурские дали и посёлок со знаменитой Никольской горой.

Володя и Галина Кочетковы встретили нас, как своих. Беседа продолжалась до полуночи. Очень много общих тем. Для нас с Татьяной - краеведческие исследования, для Ильи - предстоящий велопоход по Южной Америке, куда и Кочетков тоже планирует поехать в конце года.

Но время на маршруте всегда поджимает. Утром, быстро позавтракав и поблагодарив за гостеприимство, мы вновь в сёдлах. Нужно было побывать на Никольской горе и купить книги Кочеткова в местном музее. Кстати, "К.В.Н.", как называют его воспитанники, хорошо пишет, советуем почитать его рассказы.

На эти дела ушло не более 1,5 часов. У музея нас нагнал Владимир и вручил последний номер газеты "Вольный ветер" со своей публикацией. Он проводил нас на велосипеде до моста через Суру и дал советы по дальнейшему маршруту. Крепкие рукопожатия на прощание и надежда на новые встречи.

Сура после посёлка Сурское немного уменьшила свои долины, и холмистое левобережье сменилось холмистым правобережьем.

Дороги на участке Сурское - Новосурск - Дракино - Челдаево разнообразные, но преобладает щебеночное покрытие. Здесь тоже много выходов к Суре, и мы устроили обед с купанием за Новосурском.

Между Новосурском и Дракино горел лес. Выбравшись вечером на асфальт между Челдаево и Шлемассом, мы к закату доехали до Юловского пруда. На пруду было шумно и многолюдно, но вода, как ни странно, чистая. Миновав шумный палаточный лагерь, мы проехали в верховья пруда. Это лишило нас ночного купания, но Татьяна всё-таки пробралась через коряги к глади озера. Мы же с Ильёй решили искупаться утром на пляже, на обратном пути. Уже в сумерках к нам приехали гости - Лена с Егором (которые, как уже упоминалось, проводят лето на даче неподалеку). Егор помог нам разжечь большой костёр, потом мама усадила его на багажник, и они растворились в ночной темноте.

Утром по длинной песчаной дороге мы выкарабкались на асфальт у деревни Труслейка, запаслись продуктами на рынке Инзы и по хорошему асфальту с красивыми пейзажами по обе стороны докатились до Большой Борисовки, недалеко от которой, по плану, должна была состояться встреча с Алексеем Плотниковым и совместные поиски пещеры. На наши звонки по телефону он почему-то перестал отвечать, но мы с Татьяной представляли район поисков, т.к. тремя годами ранее уже пытались найти эти пещеры. Поднявшись в гору по дороге на Аристовку, я увидел, как из кустов на склоне оврага появился Алексей. Пересказывать дальнейшие события - только повторяться: завершающий этап похода описан Алексеем в главе 24.

В заключение хочется отметить, что это - не традиционный велопоход. Я бы назвал это странствием на велосипеде, где не только проходишь маршрут (в среднем, 100 км в день, до 60% грунта), но открываешь для себя что-то новое в природе и жизни людей. Одним словом, познаёшь мир.

Маршрут: Медведовка - Татарский Шебдас - Рузаевка - Пайгарма - Быковка - Сузгарье - Левженский - Монастырское - Макаровка - Аксеново - Пятино - Малые Березники - Кочуново - Большое Чуфарово - Курган - Курилово - Константиновка - Ичалки - Смольный - Большое Игнатово - Чукалы - Горки - Октябрьский - Тургенево - Ахматово - Алатырь - Стемасы - Иваньково-Ленино - Сурское - Болтаевка - Кадышево - Татарская Голышевка - Беловодье - Новосурск - Дракино - Челдаево - Шлемасс - Чамзинка - Юлово - Дубенки - Труслейка - Инза - Междуречье - Поддубное - Большая Борисовка - Чепурлейка - Серман - Архангельское - Озерки - Шугурово - Сыресево - Сосновка - "Разбойный дол" - Траханиотово - Шелемис - Явлейка - Казаковка - Кузнецк.
702 км. 7-15 июля 2010 г.