ГЛАВА 2. Правые уклонисты

Правый уклонизм - идейно-политическое течение в среде коммунистов- большевиков, с которым в своё время боролись дедушка Ленин и его верный ученик товарищ Сталин. Однако речь пойдёт об очередном маршруте группы велотуристов. На этот раз к предыдущему составу добавились Виктор и Антон Семёнкины. Как обычно, идею маршрута разработали, используя документы и сведения разных краеведов. Решено было проверить несколько интересных объектов, где в первую очередь могли быть пещеры, камни-менгиры, родники и многое другое.

В пятницу 22 июня на электропоезде Пенза - Кузнецк доехали до станции Сюзюм. Далее маршрут планировали через сёла Бестянка, Марьевка, Тарлаково 1, Русское Труёво, Индерку, Среднюю Липовку, Нижнюю Липовку. Затем, через Нижнелиповский дом отдыха выйти на гору Башмак. После вернуться и продолжить маршрут в село Нижний Катмис. Далее через г. Городище проехать на станцию Асеевская и вернуться 24 июня вечерним электропоездом в Пензу.

Необходимо отметить, что, как и в первой экспедиции, маршрут начался с небольшого дождика. Но по прибытию на станцию Сюзюм дождь прекратился, и через час в сумерках группа устанавливала палатки для ночлега в замечательном берёзовом лесочке недалеко от села Бестянка. Земляники в лесу было гораздо больше, чем комаров. Даже огромный пенёк создавал интерьер уютного лесного земляничного бара.

Утром, свернув лагерь, продолжили маршрут и въехали в село Бестянка. Радушная татарская деревня с красивыми мечетями, добротными домами и базаром в плане интересующей нас информации ничего не дала.

Переехав асфальтированную дорогу, очутились в селе Марьевка. Сразу ощутили контраст русской жизни: заброшенные заросшие бурьяном покосившиеся избы, и, как везде, разговорчивые старики, которые интересующих нас сведений не дали.

Переехав в село Тарлаково 1, увидев действующую церковь и надеясь услышать о наличии подземелий (пещер), несколько воодушевились. Однако, церковный сторож - 80-летний старожил этих мест дед Иван, ничего ни о каких пещерах, подземных монастырях (а именно такая информация у нас была) не знал. Более молодой его односельчанин Василий сказал, что в детстве жил в другом селе Николаевка в 10 км от Тарлаково 1, и там были какие-то подземные ходы из бывшей барской усадьбы. Николаевка не вписывалась в наш маршрут, и группа отправилась в село Русское Труёво. С трудом отыскав дорогу (сёла находятся в 2 км друг от друга, но принадлежат разным районам), добрались в Русское Труёво. Практически заброшенное людьми оно, как и Марьевка, представляло жалкое зрелище. Несколько человек из села Индерка обрабатывали огороды, но полезных сведений нам не предоставили. Наоборот, пришлось объяснить им, что 1000 лет назад здесь была крепость - городище, и оборонительные валы являются памятником той эпохи.

Далее добраться до Индерки - 5 км, пусть и по заброшенному асфальту, не составило труда. Подкрепившись мороженным, отправились в Среднюю Липовку, где посетили святой источник. Когда-то при нём был монашеский скит и часовня, но от неё остались несколько головёшек и старых кирпичей, да несколько ям, заросших кустами, - могилы монахинь. Правда, источник стараниями местных умельцев и на деньги саратовских спонсоров (они там строят зону отдыха) в прекрасном состоянии.

Далее маршрут, как и намечали, лежал в Нижнюю Липовку, где у местного населения узнали, как попасть на гору Башмак. В прежние годы это был любимый экскурсионный маршрут отдыхающих в санатории, а на вершине был камень-валун, который скатили к подножию. Сразу вспомнили экспедицию в село Кевдо-Вершину: камень-менгир на горе - это уже кое-что в поисках местного Стоунхенджа. По карте определили координаты вершины г.Башмак: высота 263 м. н.у.м, 46 градусов 9 минут 33 секунды вост. долготы, 53 градуса 15 минут 6 секунд сев. широты. Добравшись до санатория (теперь там пионерлагерь), первым делом устроили обед, любезно воспользовавшись услугами местной столовой, а, заодно, и пытались найти проводника. Нам указали на местного столяра Алексея Николаева, но, к сожалению, его не оказалось в посёлке. Пришлось искать дорогу самостоятельно. Собственно, искать было нечего, т.к. дорога через лес была одна. Через 800 метров от главного корпуса стали попадаться поваленные деревья, пришлось даже пустить в ход пилу, а ещё через 50 метров путь преградил лесоповал - результат прошедшей накануне бури. Преодолеть завал на велосипедах не представлялось возможности. Было решено разделиться. Семёнкины остались караулить вещи, остальные - без рюкзаков, только с велосипедами, пошли на штурм г.Башмак. Вот здесь группа первый раз уклонилась ВПРАВО, приняв едва заметную кабанью тропу за старую туристскую стёжку. Проплутав в лесных зарослях полчаса, пришли к выводу, что без проводника выйти на Башмак не удастся, пришлось вернуться, к тому же комары были хозяевами положения. Вернувшись в дом отдыха, узнали, что проводник Алексей Николаев приехал и готов поделиться всей информацией. Несмотря на то, что он называл гору Баш Магара (по-татарски "главная пещера"), никакой пещеры на горе нет, да и в окружающих её оврагах тоже. Поскольку день клонился к вечеру, то решили не искушать судьбу и оставить на другой раз покорение местной достопримечательности и легенды: грозный разбойник Башмаков - своего рода местный Кудеяр, имел на горе лагерь и держал в страхе всю округу. Учитывая вариант, что фамилия встречается в топонимике Пензенского края, например, станция Башмаково, то реальность данного разбойника более чем очевидна.

После неудачной попытки покорить гору Башмак у группы оставался последний объект на маршруте: село Нижний Катмис, где по данным археологов, было древнее буртасское городище с огромными валами и какими-то глубокими ямами - вероятными подземельями. Покинув гостеприимный дом отдыха, через час подъехали к Нижнему Катмису. Не изменяя избранной тактике, приступили к опросу местного населения.

Про какие-либо пещеры никто не слышал, про древнее городище тоже. Все указывали на г. Городище. Пришлось пойти на хитрость и спросить о достопримечательностях села вообще. Моментально получили ответ: "Ош Панда". Пришлось обстоятельно объяснять, что городище - древняя крепость, а по-мордовски "Ош Панда". Получив ориентиры, отправились искать этот археологический памятник. Солнце клонилось к закату и слепило глаза, дорога шла в гору, силы были на исходе - бортовой велокомпьютер показал, что за день накрутили 70 км, пересекли границу трёх районов. И здесь второй раз группа совершила уклонение ВПРАВО. Надо было ставить лагерь, а место на вершине было хорошо продуваемо от комаров, к тому же обнаружили какие-то валы.

Сумерки не позволили обследовать валы детально, но сразу возникли сомнения: каким образом древние строители собирались держать оборону? Хоть и на вершине, а со всех сторон поле и никаких намёков на огромные ямы. Утром получить ответы на вопросы не удалось, практически до обеда стоял туман, а когда он развеялся, нужно было двигаться дальше, чтобы успеть на электричку. Решили в Н.Катмис не возвращаться, а ехать через поле и лес на Дигилёвку. Проехав буквально 300 метров от нашей стоянки, наткнулись на заросший крапивой бункер, приняв его сначала за древний курган.

Здесь появилась версия о том, что поле на вершине служило во время войны запасным аэродромом, а бункер с остатками железобетонной арматуры был штаб. Правда, была ещё версия о том, что бункер - это заброшенная насосная станция, а найденные валы служили для снегозадержания, т.к. на вершине очень скудная растительность и почва слишком каменистая. Проверять версии - это уже другая задача, а группа, проехав по заброшенной лесной дороге, выехала к селу Дигилёвка. Здесь, как итог всех наших стараний, пришло "время собирать камни" - мы увидели крутой обрыв с огромными глыбами из кварцевого песчаника. На них тонким слоем, словно приклеенные, оказались древние окаменелости - ракушки.

Под обрывом два огромных 300-летних дуба, под ними огромные камни со следами современного отдыха: банки, бутылки. Но и это не испортило впечатления сакральности этого места.

Возникло предположение, что здесь происходили языческие моления - моляны жителей древней Ош Панды. Как оказалось потом, её координаты 53 градуса 15 минут с.ш. практически лежат на одной широте с г.Башмак и очень блики к Гремучему роднику в Кевдо-Вершине. Ещё одна достопримечательность Дигилёвки - пруд, дорогу к которому, по местной легенде, вымостили каторжане по приказу Екатерины Второй.

Наш дальнейший путь лежал в г. Городище, затем в село Мордовский Ишим, где посетили родник у дороги, а само село хорошо известно своим национальным мордовским костюмом. После короткого отдыха возле Ишима благополучно добрались до станции Асеевская и вернулись на электричке в Пензу.

Хотя наши уклонения на маршруте вправо не позволили посетить важные во всех отношениях объекты, но тем больше желание открыть их в следующий раз. Открытия не заканчиваются, пока есть дороги, ведущие к ним, даже если они завалены деревьями и заросли травой.

Маршрут: Сюзюм - Бестянка - Марьевка - Тарлаково 1 - Русское Труёво - Индерка - Средняя Липовка - Нижняя Липовка - Нижний Катмис - Дигилёвка - Городище - Мордовский Ишим - Асеевская.
122 км. 22-24 июня 2007 г.

Алексей Плотников.
Фото Андрея Нугаева.

На главную