ГЛАВА 4. …По степным широтам, через реки бродом…

Покинув под эту пионерскую песню "про чибиса" гостеприимные склоны бассейна реки Вершаут, которые ещё ждут своих исследователей, по едва приметным полевым дорогам группа двинулась к селу Китунькино. Через два часа неутомительного бездорожья въехали в Китунькино. Основной достопримечательностью которого оказался дом со шток-розами (мальвами) в палисаднике.

Хозяйка этого цветового разнообразия оказалась словоохотливой женщиной и посоветовала посетить Второе отделение, где находится барская усадьба начала 20 века. Поскольку пещер и другой экзотики в окрестностях Китунькино не оказалось, воспользовались возможностью посетить архитектурный объект прошлого. Образец дачной архитектуры начала прошлого века оказался в заброшенном состоянии, но ещё с достаточно крепкими стенами, чтобы сказать о себе: "Я ещё жив!"

Покинув Китунькино, решили ехать через заброшенные деревни Лига-Матузовка и Трегубовка вдоль речки с интересным гибридным мордовско-татарским названием Качатокомяк.

Перейдя несколько раз её вброд, в конечном итоге отклонились от курса, и вышли к асфальтированной дороге, ведущей в село Суляевка. Хотя в окрестностях села предполагают наличие местного Стоунхенджа, однако, его поиск не входил в наши планы. В полях работали сельхозбригады, поэтому узнать дорогу на село Порзово не составило труда. Основная трудность состояла в преодолении этого пути, т.к. гроза, преследовавшая с утра, всё-таки настигла нас. Решили устроить обед и переждать грозу под тентом. Через 2 часа дождь кончился, и мы продолжили путь, но уже по разбухшему от дождя чернозёму. В течение 1,5 часов упорной борьбы с грязью мы выехали к селу Порзово, вернее к огромному пруду, где в течение часа отмывали велосипеды.

Дальнейший путь пошел по отмытому дождём асфальту, и уже через час мы ели, как обычно, мороженное в селе Даниловка - Пёстровка, главной достопримечательностью которого является так и недостроенная нашими современниками церковь.

У нас оставалось два часа светлого времени, чтобы добраться до села Старый Чирчим и устроить ночлег, однако начала барахлить техника. В результате, едва проехав заброшенную деревню Языковку, пришлось срочно икать место для лагеря - начался дождь, велосипеды, забитые налипшей грязью, отказывались ехать. Как всегда, выручил тент, и не только в качестве защиты от дождя, но и в качестве сборника воды, т.к. водой намечали запастись в С.Чирчиме, но до него не дотянули 3 километра.

В результате непогоды пришлось ранее намеченный трёхдневный маршрут увеличить на ещё один день. Поздним утром дождь закончился, и мы, хорошо выспавшись, отмыв технику, продолжили путь пешком, волоча велосипеды на себе, т.к. ехать по грязной дороге не имело смысла. Тем не менее, через час обследовали сельские "супермаркеты" в поисках традиционного мороженного и продуктов на дальнейший путь. Взяв курс на Новый Чирчим, проезжая по сельской улице, вот тут-то и получили звание "Экспедиционеры". Новый Чирчим, несмотря на название, оказался жалким придатком Старого Чирчима, тем не менее, дорогу на Камышлейку мы узнали у механизаторов. Дорога после дождя подсохла, и вполне можно было ехать. На окраине деревни нас ожидал приятный сюрприз - на холме возле пруда мы увидели курган, или, как их здесь называют, мар.

Конечно, мы не могли пропустить такой объект на нашем пути, и, оставив велосипеды у дороги, поднялись на курган. Посреди непаханого поля он выглядел величественно, к счастью для науки, рука "чёрных" копателей не коснулась его. Алексей Маликов всё-таки протащил велосипед на курган.

Преодолев несколько километров полевых дорог, выехали на асфальт, идущий мимо села Камышлейка. Увидев старый храм, решили проехать к нему. Пусть хотя и не асфальт, но дорога к храму была. Только вот храм оказался, как и многие храмы России, в запустении и разрухе, да и село, как выяснилось, уже второй год, как нежилое. Нежилым оказалось и село Залапино в 2 км от Камышлейки.

Проехав пару километров по Саратовской области, снова въехали в Пензенские края.

Асфальт уверенно вёл нас к главной, как нам тогда казалось, цели всей экспедиции - к селу План с его заманчивой легендой о таинственных пещерах, охраняемых волками. В центре села оказалось несколько магазинов и памятник дедушке Ленину, где мы и начали свой традиционный опрос.

Однако, те, кто помоложе, отродясь о пещерах не слышали, старушки откровенно помалкивали, одна лишь прошептала, что пару лет назад какие-то на мотоциклах приезжали и что-то искали. Из подземелий были какие-то склепы возле старой церкви, но сейчас всё разрушено.

Возможно, наш информатор в Пензе ввёл нас в заблуждение. При беглом осмотре окрестностей рельеф местности не давал намёка на наличие пещер, как в Лопатинском районе. На выезде из села увидели новую часовню возле погоста.

Также обратили внимание, что старая церковь стоит на овражном мысу и с напольной стороны её загораживают два ряда валов, возможно, в этом месте в древности было городище - дело за археологами.

Разочарованные тем, что не удалось подтвердить наличие пещер в Плане, поехали в райцентр Неверкино, чтобы успеть до сумерек попасть в село Старая Андреевка, в окрестностях которого была пещера и возле неё в 2002 году побывали исследователи, однако, внутрь не проникли.

Не задержавшись в Неверкино, взяли курс на Старую Андреевку. С асфальтовой дороги были видны крутые склоны правобережья реки Кадады, которые вселяли надежду найти пещеры уровня Наровчата.

Старая Андреевка встретила нас действующим храмом.

Обычная беседа с селянами вселяла уверенность в выборе маршрута: о пещерах слышали, но где-то на Лысой горе у села Теряевка, а насчет местных достопримечательностей посоветовали проехать через брод к леснику, который всё знает. Мы не замедлили воспользоваться этим советом. На окраине села нас ожидал брод через реку Елань-Кададу, но рядом был узкий мосток, через который с трудом удалось переправиться с велосипедами.

Но через два километра нас ожидал ещё один брод теперь, уже через Каслей - Кададу, здесь уже пришлось раздеваться и нести велосипеды на себе. К леснику подъехали в сумерках. Лесники встретили путников приветливо, и, несмотря на местный татарский колорит, по старой русской традиции предложили гостям попариться в баньке, возможно, только там можно было спастись от полчищ комарья. Вежливо отказавшись от бани, поспешили спросить о наличии пещер. Но лесник, сославшись на то, что он недавно на этом участке и о пещерах ничего не слышал, посоветовал проехать ещё 4 км до следующего лесника (по карте левее). Как он был прав! Это мы, как потом выяснилось, уклонились ВПРАВО, как и в предыдущей экспедиции. Но сумерки сгущались, и группа, спросив разрешения на стоянку в лесу, поспешила устроить лагерь, как уже традиционно сложилось - почти в темноте.

У вечернего костра стали держать совет: как выбираться к электропоезду в Кузнецк. Можно было по лесовозной дороге, у которой стояли лагерем, выехать к селу Чибирлей, а дальше без проблем по асфальту ехать в Кузнецк. Но этим вариантом решили не пользоваться, т.к. была высока вероятность заблудиться в лесу, к тому же ехать по песчаной дороге в гору не хотелось. Поэтому решили ехать обратно в Неверкино, а оттуда в Кузнецк по асфальтированной трассе.

Утром позвонили в Пензу и уточнили координаты пещеры у предыдущих исследователей, но уточнения по телефону не дали результатов, т.к. им показали "норы" местные жители. Обследовав один из склонов СПРАВА от лесничества, промокнув в утренней росе, взяли курс на Старую Андреевку. Брод преодолели не раздеваясь, а промокшую одежду выжимали, перейдя мосток на окраине села.

Шёл четвёртый день экспедиции, и хотя в данном районе были ещё привязки к возможным пещерам, но лимит времени был исчерпан. Взяли курс на Кузнецк через Неверкино. Возле села Алёшкино устроили небольшой привал возле шлюзов на реке Елань-Кадада. Алексей Маликов, как заядлый рыбак, быстро нашел контакт с местными чувашскими ребятишками и, попросив у них удочку, сумел поймать десяток рыбёшек. Татьяна с трудом нашла омуток чуть выше колена и искупалась. Остальные готовили велосипеды к тяжелейшему подъёму на выезде из Неверкино.

Преодолев подъём, узнали, как по-чувашски "берёза": в берёзовой роще стояло кафе с названием "Дубки".

Дальнейший путь не вызвал осложнений, преодолев 70 км, прибыли на станцию Кузнецк за час до отхода поезда. Преодолев за 4 дня на велосипедах в общей сложности 229 км, группа возвратилась в Пензу.

Маршрут: Генеральщино - Точка - Соймино - пещера - Точка - Китунькино - Порзово - Пёстровка- Язы'ковка - Ст.Чирчим - Нов.Чирчим - Камышлейка - Елшанка - План - Неверкино - Ст.Андреевка - Неверкино - Берёзовка - Кузнецк.
229 км. 14-17 июля 2007 г.

Алексей Плотников.
Фото Андрея Нугаева.

На главную