Удачно начав сезон с Первомая (поломка велосипеда теперь выглядит как дополнительная плата за успех), сам месяц май пришлось-таки, по народной поговорке, "промаяться". После поездки в Саранск на фестиваль исторической реконструкции некоторые члены группы ездили на Урал, другие посетили фестиваль путешественника Загоскина в одноименном селе. Близился "великий летний праздник" - 4 дня выходных, начинающихся Днём России и заканчивающихся днём Святой Троицы. Планов было много, т.к. у нас маршрутов, которые предстоит пройти, больше, чем возможностей. Как теперь стало повсеместным, помогло Интернет-сообщество. Группа рязанских и московских любителей подземелий предложила посетить Вадинский район и совместными усилиями разведать находящиеся там пещеры.
Сказать, что северо-запад нашего края давно манил нас, было бы просто ничего не сказать. Попасть туда в 1980-е годы было мечтой каждого спелеолога из пензенского клуба "Троглофил". Проблема была в "заброске" - железных дорог в той стороне нет, а втиснуться в рейсовый "ПАЗик" группе с большими рюкзаками довольно сложно. И только сейчас появился реальный шанс расставить все точки над теми сведениями, которыми мы обладали. Наш кадастр ссылался на сведения М.Полесских 1976-1979 гг., хотя можно утверждать, что он там не был в эти годы, т.к. закончил к тому времени краеведческую деятельность. В прошлом году известный пензенский уфолог С.Волков посещал пещеры, и даже принял наше предложение съездить в Вадинский район, но в другой раз, сославшись на неотложные мероприятия. Таким образом, воспользоваться его транспортом для начальной заброски не получилось. Подбить "11 канал" на "заманчивую" экспедицию тоже не удалось - они заявили, что являются городским TV, и командировки в районы у них не предусмотрены. Группа велосипедистов гораздо меньше привязана к транспортным магистралям, чем пешие туристы, но нам все-таки не хотелось тратить почти все выходные на дорогу к месту исследований "своим ходом", и мы решили доехать на рейсовом автобусе "Пенза-Спасск" (бывший Беднодемьяновск, который советский поэт, носивший псевдоним Демьян Бедный, даже не удосужился посетить, проезжая мимо - пришлось через 80 лет опять вернуть поселению мордвина Жданки Богданова прежнее наименование) до села Засечное - родины предков автора этих строк.
В среду 11 июня в 17.30 (по пятничному расписанию) выехали из Пензы. Предстояло проехать более 120 км - два с половиной часа на современном автобусе с большим багажником, куда наши три велосипеда с рюкзаками практически въехали, как в десантный самолёт. Выйти решили на одну остановку раньше, у села Фёдоровка (основано в конце XVII века детьми боярскими Мещериновыми), с целью посещения рядом находящейся церкви и святого источника в селе Стяжкино (основано в конце XVII века сыном боярским Дмитрием Стяжкиным).
В поле по дороге неожиданно увидели больших хохлатых цапель, но фотосессию они нам устроить не позволили. Особенностью Архангельской церкви с.Стяжкино является не только святой источник, но и могила настоятеля Николая Болоховского. По народной молве, именно он был отцом председателя совета министров СССР Алексея Косыгина, и поныне люди в черном на черных правительственных машинах посещают вполне ухоженную могилку возле церкви, хотя сами останки священника покоятся в Керенском Тихвинском монастыре в Вадинске.
Устроив фотосессию и набрав воды в источнике, поехали вдоль речки Нор-Ломов (полевой, степной Ломов) в село Засечное (основано засечными сторожами города Верхний Ломов в 1648 году), где переночевали в обычном деревенском доме, с обычной русской печкой, топить которую надобности не возникло. Наутро, пользуясь прекрасной погодой (хотя ночные заморозки на почве "убили" всю взошедшую картошку), отправились первым делом фотографировать храм Св.Троицы села Засечного (до этого храмы на этом месте строили во имя Архангела Михаила).
После завтрака предстоял нелёгкий маршрут по пересеченной местности из Нижнеломовского района в Вадинский. Велоэкстрим по нехоженым тропам не представляет особого интереса сам по себе, без каких-либо "изюминок", которые стараемся искать на каждом шагу. По причине того, что здешние места мной основательно изучены ранее, ребята попросили поделиться краеведческими сведениями на пути нашего маршрута. Выехав из д.Мелюшёвки (а именно там мы ночевали, теперь это хутор в составе с.Засечного), основанной в 1642 году конным казаком г.В.Ломова мордовским мурзой Милюшкой Сидякиным, направились в сторону церкви с.Салмановка, которая едва просматривалась на горизонте. Дорога шла вдоль бывших покосов некогда многочисленных селян, теперь, как в далёком детстве, лишь чибис упорно вопрошает: "чьи-и-и вы, чьи-и-и вы?" Конечно же, мы свои. В километре от села нас ожидал один невзрачный, потрескавшийся от времени столб на косогоре возле Аношкиной лощины. Какой Аношка дал название этому широкому пологому овражку - неизвестно. А вот столб с гранями, чётко указывающий на границы владений, стоит здесь с XVII века (доклад на эту тему с подлинными архивными описаниями осенью 2007 г. автор делал в Пензенском краеведческом музее).
Больше трёх столетий стоит межевой дубовый столб, и ни одна власть, ни один чиновник: царский, советский, нынешний не поднял на него руку не из уважения к антикварной реликвии, а просто потому, что граница, которая, как известно, всегда на замке. Еще через километр нашего пути очередной объект - курган. Здесь уже тремя сотнями лет не отделаешься. Тут счёт идет на тысячелетия - эпоха поздней бронзы, по-научному, а для продвинутых и любознательных - потомки Ариев с далёкого Аркаима, прародины всех российских народов, оставили здесь свой след. Жаль, что наши археологи всё давно отдали в руки "чёрных копателей".
Дальше путь лежал через поле (без дорог) и речку, которую перешли вброд, а потом и искупались в ней. Ещё одно засеянное поле - и мы вышли к церкви с.Салмановка. Село в XVII веке основали служилые татары, затем их сменили солдаты Лефортовского полка, а в 1970-е годы от села осталась лишь церковь, которую пытались сломать, но после того, как осквернители поплатились за это своим здоровьем - затею оставили.
И стоит одинокая громадина, созданная человеческими руками для очищения душ людских от всякой скверны, израненная в битве с глупостью и варварством, посреди пахотных полей, заброшенных и вымирающих деревень.
Далее путь наш лежал на Вадинскую трассу, через сёла Аткино (основано в конце XVII века солдатом Лебедевым, хотя название мордовское: "нет дороги") и Каргалей (принадлежавшее до разинского восстания служилым татарам, хотя тоже мордовское название: "журавлиный ручей"). В Каргалее колоритной фигурой является атаман Мокроусов, у которого в сейфе хранится древня чугунная печать XVII века. К сожалению, ни атамана, ни печати увидеть не удалось, т.к. впереди нас ждали более интересные объекты, а время неумолимо торопило вперед. Дальнейшая дорога шла по асфальту, по пути заглянули в село Ягановку, к старой церкви. По местному преданию, управляющим у помещика Бутурлина был немец Иоганн, хотя не исключено, с учётом исторических документов по сёлам Каргалей и Кармалейка, и "татарская" версия от слова "ятаган" - турецкий меч.
После Ягановки нас ожидали три самых интересных объекта этого дня в с.Кармалейка (основано в конце XVII века служилыми татарами). Первым объектом была деревянная церковь Козьмы и Дамиана, построенная в 1738 году - одна из старейших деревянных церквей в Пензенской области, к сожалению, практически разрушенная.
Следующими двумя объектами были Кармалейское городище и грот (пещера) в одном из его склонов. К городищу пришлось пробираться сквозь заросли, ручей и болото. Мостика и дорог уже давно нет. Пещеру последний раз автор этих строк посещал в 2002 г. За прошедшие 6 лет грот обвалился и потерял почти половину своего объёма.
Обследование противоположного склона овражного мыса городища показало, что в овраге имеются выходы песчаника, и вероятные подземелья могли пересекать это городище по типу Неклюдовского городища в Шемышейском районе, имея оборонное значение. Тем более, что на склоне в районе грота на одном с ним уровне имеется множество воронок круглой формы, что говорит о провалах пустот внутри горы. По данным археологов, городище относится к X-XII вв. н.э. и считается мордовским, но в XVII веке также использовалось в составе оборонительной засечной черты Московского государства. Вполне экскурсионный объект.
После Кармалейки (название с мордовского переводят как "журавлиный ручей", правда, у меня более экзотическая версия: сармалей - "царской матери ручей", учитывая то, что рядом Кармалейский мордовский могильник, а мордву-мокшу историк Татищев называл "сарматской мордвой") поспешили в с.Вадинск в монастырь.
Однако, с ростом великолепия нынешнего комплекса, возросли и требования к посещающим монастырь, поэтому, пополнив запасы воды из монастырского источника, мы поспешили покинуть обитель, не дожидаясь какого-либо внимания со стороны монашествующего персонала. День клонился к вечеру, пора было бы и подумать о ночлеге. Но вблизи больших сёл и дорог трудно найти уединённое место для лагерной стоянки, поэтому, игнорируя асфальт, не ища лёгких путей, мы двинулись нехожеными тропами, через горные болота в сторону села Куриловка (основано в XVII веке). Когда до села оставались уже считанные сотни метров, группа догнала отару овец в 2000 голов, сопровождаемую пастухами из Дагестана.
Окончательно выбившись из сил, мы всё-таки добрались до села Нагорная Лака (основано, как и многие сёла Вадинского района, в XVII веке служилыми людьми). Лагерь ставили в темноте - по старой доброй традиции. Наутро побудку сделали те самые 2000 голов овец. Если бы горы покруче, вполне можно ощутить себя в Дагестане. Вот такой своеобразный "возврат долгов" после "кубанского погрома 1717 года", когда многие тысячи людей были угнаны в рабство через Кавказ в Турцию.
С юго-запада Нагорную Лаку прикрывает оборонительный вал XVII века, который начинается в Мордовии у пос.Ширингуши и тянется вдоль правобережья реки Вад через Вадинск (бывший уездным городом Керенском с 1636 г.), через село Котёл (родину основателя д.Мелюшёвки Милюшки Сидякина) на село Верхний Ломов (бывший уездный город, основан в 1638 г.) и город Нижний Ломов. Местный парень на мотоцикле сказал, что в школе Нагорной Лаки им говорили, что в районе вала есть пещера, но, сбегая с уроков, они её не нашли.
Вот этот самый вал мы пересекли и вышли к селу Большая Лука (основано в XVII веке). Несмотря на пасмурную погоду и даже едва накрапывающий дождь, устроили купание в реке Вад и обследовали расположенный рядом карьер, который вполне сгодился бы для экскурсий, т.к. у его подножия лежит огромный камень-валун (возможно, упавший с верхней части карьера), под которым любители кладов вырыли солидную яму. Видимо, у местного населения есть какая-то легенда по этому поводу. Но камень - не местный песчаник, а принесённый ледником 10000 лет назад - гранит.
С этого примечательного места, собственно, и начиналась основная часть нашей экспедиции. Предстояло выехать к деревне Свищёво (основанной в 1695 году стольником А.Свищевым), где находилась Кладовая гора - главная цель нашего путешествия. Её описание мы встречаем еще в XIX веке у краеведа Петерсона:
"Кладовая гора с пещерой, находится близ села Поливанова, против дер.Свищевой, в прелестной местности… Что же касается самой "кладовой" горы, то она не представляет ничего особенного, исключая разве только глубокой ямы, известной под громким названием "пещеры"; и если бы не предание о Кудеяре, связанное с этой горой…"
Предстояло выяснить, являются ли ямы пещерами в научном понимании этого термина. В деревне Свищёво удалось расспросить старушку, та подтвердила, что пещеры существуют, и показала примерное их местонахождение. Но необходимо было переправиться через р.Вад, поэтому поехали в рядом расположенное село Серго-Поливаново (основано в 1652 году С.Поливановым на землях кадомского князя И.Аганина). Расспросы в магазине о пещерах дали мало. Ссылались, в основном, на местного старателя и помощника "чёрных копателе" некоего Сашку по прозвищу Чапай. Но тот оказался в больнице в Пензе. В ожидании прибытия рязанской группы, решили разузнать кое-что в местной школе. Там работал летний лагерь, и коллектив школы с удовольствием провёл для нас экскурсию по школьному музею. Взамен пришлось экспромтом организовать для школьников лекцию о наших путешествиях.
В это время подъехали на трёх автомобилях наши московские и рязанские коллеги. Встреча была бурной, но ехать на Кладовую гору ребята не хотели, а показали на карте точку в 4 км от неё, где будет их лагерь. Такого оборота мы не ожидали, но, как потом выяснилось, предстоящая сенсация находилась именно там. Скоординировав действия, мы отправились на Кладовую гору, в надежде самостоятельно отыскать пещеры.
Переехав Вад, мы увидели, что дорога кончилась, превратившись в едва заметную колею среди давно не кошенных заливных лугов. Пользуясь ориентирами, полученными в деревне Свищёво, мы довольно быстро нашли Кладовую гору, по которой шла вполне приличная дорога в деревни Лесная Крутовка и Красавка. Методично обследовав склоны, мы не обнаружили ничего, интересующего нас, но, как обычно, очевидное оказалось на поверхности. Дорога, с которой мы ушли по склонам, в своей верхней части практически упиралась в те самые ямы, где и были обнаружены входы в пещеру. Погода начала портиться, накрапывал дождь, но исследования нужно было продолжать. Поэтому на небольшой площадке прямо над входом в пещеру натянули тент. Заодно было решено заняться обедом, для чего Андрей поехал в деревню за водой, а оставшиеся занялись прохождением открытых входов.
Один из входов имел неплохое расширение внутри, напоминавшее монастырскую келью, и тянулся в общей сложности метров на 5.
Другой вход, расположенный в 20 метрах от первого, представлял обвалившуюся яму глубиной 1,5 метра. Оставшаяся узкая щель ясно показывала, что ход шёл в направлении первого входа, что говорит об определённой подземной системе, очень сильно обрушенной. И в настоящее время трудно определить истинное назначение пещер. Но об этом - чуть позднее. Ещё один вход на южном склоне больше был похож на барсучий лаз, в него удалось протиснуться на 3,5 метра, и, в отличие от предыдущих входов, расположенных под глауконитовыми плитами, он был вырыт в плотном глауконитовом песке.
Пока готовили обед, автор данных строк предпринял попытку поискать окаменелости на дне оврага. Остервеневшие комары быстро погасили всплеск энтузиазма, но удалось найти окаменевший аммонит 5 см в диаметре и один очень интересный камень со сквозным отверстием, который в древности мог быть использован в качестве булавы.
Сама же кладовая гора представляет собой не что иное, как городище, перегороженное с напольной стороны валами и рвами. Закончив палеонтологические изыскания и пообедав, стали ждать прихода рязанцев. Нужно было уточнить план действий, т.к. на возвращение в Пензу оставалось всего двое суток и около 180 км пути. Вскоре послышались весёлые голоса коллег. Оказывается, в 4 км от Кладовой горы они обнаружили другие пещеры, причём, как оказалось, более перспективные. Оставив ребят лазить по открытым нами входам, мы поспешили к ним в лагерь, который легко нашли по тропе, которую они натоптали по пути к нам. Солнце садилось, от дождика остались только воспоминания, и мы поставили свои палатки среди давно не кошенной травы. В качестве награды за дневные труды было вечернее купание в ласковых водах реки Вад. Осмотр новых пещер оставили на утро. Вечерняя беседа у костра затянулась далеко за полночь, нашлись не только общие интересы, но даже общие знакомые.
Утром рязанцы быстро собрались, т.к. хотели ещё посетить Наровчат. Проводив их, мы с Алексеем из Москвы отправились смотреть пещеры, где он поведал нам историю их обнаружения. Оказывается, его сосед по гаражу - уроженец этих мест. Он-то и рассказал уже неоднократно слышанную легенду о пещере, в которую опускались на вожжах и которая, конечно же, заканчивалась кованной железной дверью. Т.к. Алексей не любитель лазить по подземельям, он привлёк рязанцев-спелестологов (спелестология - новая наука, занимается изучением искусственно созданных подземных полостей). Сам же Алексей с помощью металлоискателя обнаружил недалеко от пещеры два десятка наконечников от стрел и средневековую мордовскую керамику, что говорило о каком-то поселении в данной местности в древности. Рязанцы накануне, как оказалось, совсем неплохо потрудились - они раскопали один из входов в пещеру, чтобы можно было свободно залезть внутрь. Каково же было наше удивление от увиденного внутри! По характеру выработки смело можно было сказать, что перед нами монастырь. Помещения облюбовали лисы, в них сильный ветер, что говорит о больших объёмных пустотах за обвалами. Перспектива откопать ещё один пещерный монастырь по типу Наровчатского весьма и весьма радовала, для нашей же группы обследовать за 3 дня похода 3 пещеры - это был сверхрезультат, после которого можно было спокойно возвращаться домой, делая по пути экскурсионные зарисовки.
Распрощавшись с москвичами, мы поехали на с.Ртищево (Вадинского района) с дальнейшим прицелом на Пачелму и пригородный поезд до Пензы.
В связи с сенсационным открытием нового подземного монастыря необходимо сделать несколько отступлений и выдвинуть возможные версии о происхождении пещер. Прежде всего, это любимая народная версия о разбойниках и кладах. Часто приписывают такие пещеры дезертирам во время второй мировой войны, но в нашем случае кладовая гора была известна ещё до первой мировой войны. В начале XX века по всей России было распространено подвижничество - люди рыли себе пещеры для уединённого моления. Но по данной местности таких сведений не было, да и имея крупнейший монастырь в Керенске неподалёку, смысла рыть такие объёмы не было. По аналогии с Кармалейским и Неклюдовским городищами, резонно предположение об оборонительном назначении подземелий, но здесь овражный мыс слишком мал для крепости. Теперь вернёмся к Наровчатским пещерам. В начале XX века это был подземный храмовый комплекс, по уровню сопоставимый с известной Киево-Печерской лаврой, и даже превосходящий её. По легенде, Наровчатский подземный монастырь имеет несколько (до 7) подземных ярусов. На последнем, самом нижнем, ярусе имеется подземное озеро, на берегу которого стоят нефритовые статуи неведомых богов. Предполагают, что им 5000 лет, а это эпоха легендарных ариев - бронзовый век. О том, что монастырь существовал, по крайней мере, в XIII веке, говорит топонимика местности. На реке Шелдаис в районе села Мумарье есть брод, после которого дорога поворачивает на Наровчат. Название села переводится как "пещера" от башкирского "мэмерйэ", кипчаки были основным населением наровчатских степей (нар - степь, щайт - болота) во времена так называемого татаро-монгольского нашествия. Но никаких данных о пещере возле села Мумарье нет. Дорога на восток шла к Наровчатским пещерам, а на север - на Москву. Определить возраст пещер после всех перипетий истории вряд ли возможно, но если удастся когда-нибудь провести более глубокие исследования, возможно, истина восторжествует. К тому же, теперь у нас есть ещё один объект такого же типа, который, при определённом изучении, может подтвердить наровчатскую легенду. А предпосылки к тому есть. Вадинский район уже давно является "Меккой чёрных копателей". Из-под носа ученых-археологов артефакты древней культуры расходятся по частным коллекциям, а то и просто утрачиваются под ковшами бульдозеров. Пещеры тоже страдают. Местные власти, опасаясь несчастных случаев, взрывают и засыпают входы. Раз мы имеем такое большое сосредоточение археологических объектов на небольшой отдельно взятой территории, следовательно, эта местность была заселена не просто так. Обратимся вновь к топонимике. В основном, в районе пещер сёла носят названия своих владельцев, но есть несколько названий, при определённом рассмотрении которых можно получить интересные результаты. Речь идёт о селениях Татарская Лака, Нагорная Лака. Лингвисты считают, что "Лака" в переводе с чувашского - котловина, впадина. Но указанные сёла находятся на вершинах. А после какой вершины у нас не бывает впадин, котловин? Ставить данное весьма распространенное отличие в название - весьма сомнительно. Да и сведений о служилых чувашах в Керенской округе нет. Что можно предложить в качестве альтернативы? Опять же нужно удалиться в глубь тысячелетий, в эпоху ариев. Там мы найдём, что в переводе с санскрита "лак" - это сто тысяч. В таком насыщенном в археологическом отношении районе в древности вполне могло проживать 100000 человек. Есть и другой вариант перевода с санскрита, который можно озвучить в современном понимании как "священное место", а при наличии подземных монастырей этот вариант звучит весьма убедительно. Тот, кто раскопает ещё неведомые ходы, тот и ответит на многие вопросы. А пока что радуемся вновь открытым пещерам и надеемся, что их не постигнет участь пещер в Бековском районе.
Наше возвращение носило прогулочный характер. Проезжая по сёлам Ртищево - Богородское - Ключи - Рахмановка, мы, в основном, проводили фотосессии на фоне заброшенных церквей.
Небольшой курьёз случился после Рахмановки, когда мы стали спрашивать поворот на село Васильевка. Спрашивать было не у кого, только лошадь, пасущаяся с жеребёнком возле дороги, утвердительно кивала нам головой. Пришлось их сфотографировать. Жеребёнок постоянно лез на передний план, но строгая мамаша пыталась прикрыть его своей мощной фигурой.
В Васильевке возле церкви обнаружили мраморное надгробие генерала Чубарова и некоей Гольтенбрандт. Через заброшенную деревню Снохино перебрались в Пачелмский район, с.Архангельское, известное легендой о том, что между церковью и усадьбой помещика был подземный ход с винным погребом. Но, видимо, здесь похмельный синдром во все времена устранялся без особых проблем, поэтому подземные погреба до сих пор не найдены.
Мы же, миновав Кашаевку, Татарское и Русское Никольское, заночевали в лесопосадке на вершине с прекрасным видом на село Черкасское. Основанное в 1690 году кабардинским князем Девлет-Кизден-Мурзой (в крещении А.Черкасский), оно является отменным экскурсионным объектом. В здании бывшей помещичьей усадьбы сейчас находится школа, сохранился заброшенный парк и пруды.
Дома, в основном, каменные из местного песчаника, но добывали камень открытым способом, поэтому никаких пещер нет.
Далее в селе Шейно (основано конце XVII века боярином А.Шеиным) поговорили у новой церкви с послушником Алексеем, искупались в купальне при святом источнике и, минуя Козловку со старинной разрушенной усадьбой в готическом стиле на горе, добрались до ст.Пачелма, где кое-как впихнулись в поезд в очень неудачный вагон с какими-то перегородками, которые не позволяли открыть окна. И вот в такой парилке добрались до Пензы.
Маршрут: Фёдоровка – Стяжкино – Засечное – Салмановка – Аткино – Каргалей – Ягановка – Кармалейка – Вадинск – Большая Лука – Ртищево – Богородское – Ключи – Рахмановка – Васильевка – Снохино – Архангельское – Черкасское – Шеино – Пачелма.
190 км. 11-15 июня 2008 г.
Отчет рязанской группы "СТИКС" на сайте stiks-speleo.ru
Алексей Плотников.
Фото Андрея Нугаева.
Редактор Татьяна Белявская.