ГЛАВА 14. Загадки Великого Атмиса

С утра, собрав лагерь и спрятав велосипеды на опушке, углубились в лес. С самого начала лес был испещрен различными ямами и канавами. Определить их происхождение не представлялось возможным. Но в какой из ям вход в пещеру? (О ней нам сообщили знакомые Татьяны, ездившие туда в прошлом году по ягоды.) Побродив с полчаса по лесу, мы обнаружили несколько входов в пещеру. После этого было решено вернуться к велосипедам и перегнать их на максимально близкое расстояние к пещерам, после чего детально заняться их прохождением. Передислокация заняла немного времени, и ничто не мешало приступить к изучению главной цели этого похода. Все обнаруженные входы находятся примерно на одном уровне. Исследование начали с более южного входа. Небольшой, но вполне проходимый лаз оканчивался просторным залом диаметром около 3 м, высотой 1,5 м, заваленным глауконитовым песчаником, причём были видны свежие обвалы со стен и потолка. Все вероятные продолжения пещеры с данного входа завалены и вряд ли подлежат расчистке силами нашей группы.

Следующий вход, левее предыдущего, оказался мало перспективным, завал идёт от самого начала, а заниматься серьёзными раскопками не входило в наши планы, поэтому перешли к следующему входу, ещё левее.

Несмотря на узость, просматривалась перспектива зала, поэтому несколько минут на расчистку не показались лишними. Этот вход, как и первый, перешёл в небольшой наклонный зал размером 2 на 3 м и высотой 1,5 м, в конце которого был ещё один лаз. Посветив туда фонариком, увидели ещё перспективу продолжения. Опять пришлось заняться раскопками. Усилия не были потрачены зря: лаз выходил в просторный зал диаметром 2,5 и высотой около 2 м. Можно было стоять в полный рост. Посреди зала находится нагромождение камней, причём неясно, упали они с потолка сами или сложены человеком, т.к. камни не имеют свежих разломов. Но самое интересное, что и этот зал имеет перспективу продолжения: в левой его части имеется ещё один лаз, видно продолжение в виде узкого хода. Чтобы туда проникнуть и оценить дальнейшую перспективу, нужно иметь изящную комплекцию. К сожалению, Антона Семёнкина с нами не было, поэтому проспект его имени в этой пещере не открыт.

Эта пещера, без учёта непройденного хода, оказалась в длину 7 метров. Камни в ней представляют собой песчаник глауконит, но более твёрдый, чем в южном входе, что позволяет сделать вывод как о главной пещере в системе каменоломен этого массива. В том, что это каменоломни, в отличие от пещер, обнаруженных в Вадинском районе, сомнений нет. Но к этому вопросу мы ещё вернёмся.

Последний, самый левый (северный) вход, оказался слишком завален и не представлял никакой возможности проникнуть в него без длительных раскопок.

Для исследовательско-поисковой экспедиции оказалось вполне достаточно того, что нами обнаружено и пройдено, а главное - появилась новая запись в кадастре пещер Пензенской области.

Т.к. мы осознавали, что эти пещеры были известны местным жителям, мы отправились в село Атмис к Варваре Георгиевне Смагиной, дочери Георгия Дмитриевича Смагина - основателя первого сельского музея в Пензенской области. К сожалению, у неё случилось горе - умер муж, но, несмотря на это, она уделила нам несколько минут, и мы получили ответы на интересующие нас вопросы. Прежде всего, Варвара Георгиевна подтвердила, что о пещерах в Атмисском лесу известно, но лазить туда боялись. Каменоломни возле села Вирга она назвала Дурымовскими (позднее вернёмся к этому вопросу). На кладбище с.Атмис издревле находилась плита из песчаника с высеченной бегущей лошадью, но в результате передачи сельского музея после смерти Г.Д.Смагина в Н.Ломов, этот артефакт бесследно исчез.

На вопрос о монастыре в Коммуне (по карте - пос.Октябрь) Варвара Георгиевна дала много информации, после чего мы распрощались и двинулись к указанному посёлку, но, как обычно, не успели доехать до него пару километров - стало вечереть. Поставили лагерь в берёзовой лесополосе и провели ночь под кудахтанье тетерева и крики других, неизвестных нам, птиц.

Наутро поехали искать Коммуну. Как ни странно, дорога была достаточно наезженной, и, слегка поплутав, мы пересекли границу Мокшанского района и въехали в посёлок Октябрь, в народе именуемый Коммуна. Ближайший дом, охраняемый собакой, не подавал других признаков жизни, пришлось искать других собеседников. Сначала попалась парочка возле мотоцикла с люлькой, собиравшая вишню, они посоветовали проехать дальше, где живут бабульки-старожилы. Постепенно вокруг нас собрались почти все жители небольшого посёлка, включая приезжих. Беседа началась с акции недоверия - проверки документов, а закончилась экскурсией к месту бывших подземных монашеских келий.

От келий остались лишь ямы, а от тихой монастырской жизни - лишь воспоминания, да старые домики, сложенные из брёвен монастырского общежития. Приехавшие к одной из старушек дети, убедившись в наших добрых намерениях, а заодно в некоторых познаниях мордовского языка, рассказали нам несколько интересных моментов из жизни Коммуны в 20-х годах, в частности, о том, что в то время в округе действовали воровские банды, и жителям приходилось держать оборону - охранять посёлок с дедовскими берданками. Но не только берданка была хорошим аргументом против бандитов, а и детское воображение. Бандиты выслали разведчика, которому удалось разговорить подростка из Коммуны. Паренёк быстро сообразил, чего надо дяде, и начал рассказывать о глубоко эшелонированной обороне: о часовых с винтовками и маузерами, о пулемётах на крышах домов. После этого бандиты не решились на нападение, а вскоре доблестное ОГПУ очистило местность от "кулацких элементов".

Заслуживает внимания и одна из "стандартных" легенд о Пугачёвском камне, под которым спрятана аж целая подвода с награбленным добром. Камень - ледниковый валун - сейчас глубоко ушёл в землю. К сожалению, нам его увидеть не удалось, но наш проводник Виктор Растов подтвердил его существование. После обследования окрестностей он проводил нас на лесную дорогу, ведущую в с.Вирга, где нам предстояло посетить самое протяжённое (в прошлом) подземелье Пензенской области - Виргинские каменоломни. Дорога оказалась не слишком утомительной, и вскоре мы достигли звенящего ручья, на карте именуемого речкой Виришкой. Очередной брод - привычное дело в наших экспедициях.

Точного расположения каменоломен никто из участников не знал, ориентиром служил небольшой карьер, видимый с трассы "Урал". Проехав огородами западной части села Вирга, мы достигли нужного места. К счастью, неподалеку в огороде трудилась женщина, она охотно рассказала, что вправо от карьера, в холмах, действительно есть пещеры, к ним можно пройти, но опять пересекая ручей. По карте, самая западная часть села Вирга обозначена как Атмис (поэтому иногда пещеры называют Атмисскими), но женщина сказала, что в народе эту часть села называют Дурымовкой, и овраг, на склонах которого находятся пещеры, именуется Дурымовским и тянется как раз до Коммуны, по легенде, пещеры идут туда же, а также на Салолейку и Наровчат (что, исходя из геологии местности, весьма сомнительно). Сама же этимология названия, по версии местных жителей, состоит в том, что в старину народ здесь поселился "не по понятиям" - дурью маялись - Дурымовка. К истинной этимологии вернёмся позднее.

По едва заметной дороге вышли к уже известному ручью и даже обнаружили некоторое подобие мостика из нескольких жердочек, переправились по ним и набрали воды из ручья, ввиду отсутствия её запасов. В небе стали появляться нежелательные тучки, поэтому, спрятав велосипеды в ельнике (чтобы не месить грязь в случае дождя), двинулись на поиски пещер. Рассечённый склон с многочисленными ямами явно указывал на бывшие когда-то подземные пустоты. И через 20 минут поиска был обнаружен явный вход в каменоломни.

На это указывала конструкция из стальных труб, кирпича и бетона, когда-то служившая преградой для случайных посетителей, но с небольшим окошком для 3-тысячной колонии летучих мышей, давно облюбовавших эти каменоломни для жизни. Правда, сейчас их судьба неизвестна, т.к. основной вход слева от решётки 15 лет, как завален упавшим деревом. Удалось проникнуть в правую тупиковую часть подземного лабиринта.

То, что мы побывали у главного входа, выяснилось позднее. Главное - мы нашли местоположение пещер. А на обратном пути нашли дорогу в село, по которой к пещерам можно подъехать практически вплотную, правда, опять-таки через брод, возле которого для велосипедов и пешеходов есть мосток. Над пещерами по верху холма проходит какая-то дорога, возможно, также ведущая к Коммуне.

День заканчивался весьма удачно: нашли каменоломню, да и гроза, не сулившая ничего хорошего, ушла в другую сторону, а мы уселись перекусить и выбрать маршрут возвращения в Пензу.

Но об этом - в другой главе. А сейчас - пространное резюме по поводу "Великого Атмиса". Такого эпитета заслуживает не только село Атмис, но и река, по которой оно названо, да и вся окружающая местность. Упомянутый выше Г.Д.Смагин всю жизнь изучал эту территорию и сделал немало открытий: кости мамонта, курганы, пещеры...

По вопросу этимологии названия есть несколько версий. Одна из них - река некоего Атмы. Окончание "-ис" указывает на принадлежность термина к загадочным буртасам. Споры о происхождении этого народа и, особенности, о том, куда он исчез, не утихают до сих пор. Для тех, кто интересуется подробностями, можно рекомендовать труды профессора археологии Г.Н.Белорыбкина. Однако, необходимо заметить, что, хотя его точка зрения является авторитетной, есть и другие версии. В частности, наиболее рациональной представляется версия о том, что буртасы - не этнос, а образ жизни, как у казаков в современном понимании, с определёнными обычаями и функциями. Слово, оканчивающееся на "-ис", также следует понимать не как конкретную реку, а как достаточно большую территорию вместе с её водосбором - притоками. Термин "Атма" имеет свои аналогии и в санскрите - тайном языке русских Вед.

Что касается села Атмис, то считается, что оно основано в 1622 году при царе Василии Шуйском. В то время земли по реке Атмису давали служилым татарам (по одной из версий - потомкам тех самых буртасов). После событий 1670-72 гг. - бунта С.Разина - эти земли были отданы русским служилым людям города Н.Ломова. Наличие курганов в окружающей местности говорит о том, что и до XVII века эта территория была обитаема, и ждёт своих исследователей, таких, каким был Г.Д.Смагин.

Село Вирга основано служилыми людьми города Н.Ломов во второй половине XVII века. Исходя из названия - "вдоль леса" по-мордовски - ранее эти места были обжиты мордвой. Виргинский лес расположен на возвышенности, сильно рассеченной оврагами, где, возможно, мордва устраивала свои тверди - места укрытий на случай нападения врагов.

Что касается термина Дурымовка (так называется западная окраина с.Вирга), здесь необходимо остановиться подробнее. В отличие от народной этимологии, можно предположить: Дурымовка - Турымовка - Турдым. "Тур" - в переводе с чувашского (тюркского) - холм, вершина; мордовское слово с тем же значением - "ур", что говорит об общности корня, соответственно, и языка в древности. "Дым" обозначает влажное место, а также звенящий ручей, что вполне соответствует и современному состоянию местности: Дурымовка - звенящий (быстро текущий) вдоль холмов ручей. Связывая этимологию с тюркоязычными чувашами, опять приходим к буртасам, т.к. чувашей считают их потомками. В XIX веке краеведы без сомнений писали: "буртасы (чуваши)".

Если исходить из принадлежности местности к буртасам, то можно по-другому взглянуть на происхождение пещер-каменоломен.

- Наровчатские пещеры находятся в местности, где археологи обнаружили буртасское городище при впадении реки Шелдаис ("воды Шелдая") в Мокшу;

- в Вадинском районе нами обследованы пещеры при древних городищах, которые археологи также приписывают буртасам, а многие топонимы местности (многочисленные "Лаки") имеют чувашское (буртасское) происхождение.

Таким образом, вполне можно предположить, что каменоломни в Дурымовском овраге и в Атмисском лесу имеют более древнее происхождение и, возможно, были изначально культовыми сооружениями. Но, как видим, судьба всех упомянутых выше объектов сложилась по-разному. Наровчатские пещеры остались культовыми и были адаптированы христианами. Пещеры по реке Вад оказались заброшенными, но тем и ценна перспектива их раскопок - возможно обнаружение каких-либо артефактов, подтверждающих их назначение. По реке Атмис пещеры были использованы в качестве каменоломен, что, конечно, увеличило их размеры, но поглотило возможные следы их использования в древности.

Исследование Дурымовских каменоломен показало, что в них велась добыча песчаника, а не известняка, как считалось ранее. Ошибка связана с тем, что глауконитовый песчаник по цвету и внешней структуре очень напоминает известняк. Причём, добываемый песчаник не был однородным, встречаются мягкие и твёрдые пласты. Твёрдый камень шёл на строительство дорог и сооружений (есть версия, что древний город Мохши на месте современного Наровчата во времена Золотой Орды строился из Дурымовского камня), а более мягкий шёл в отвал. Отвалы эти хорошо видны и сейчас. Они представляют собой площадки - насыпи высотой до 5-8 метров, площадью 50-80 кв.м. Их расположение соответствует многочисленным входам, которые в настоящее время обвалились.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что работа в каменоломнях была очень опасной. Пласты мягкого песчаника подвержены осыпанию, и в настоящее время видны свежие следы камнепадов, хотя пещеру нельзя считать посещаемой. Использовать каменоломни в качестве экскурсионных объектов не представляется возможным без соответствующего укрепления, да и главный вход в настоящее время замурован осыпью, хотя до этого местные власти закрыли его решёткой.

Чтобы представить масштаб каменоломен Вирги и Атмиса, необходимо проводить соответствующие исследования. Начало таким исследованиям положил Азанчеев в конце XIX века в своём труде "Каменоломни России":

"В Нижне-Ломовском уезде добывается крестьянами … песчаника при с.Атмиссе и Потьме Атмисской волости около 34 куб.саж.".

Большое спасибо Евгению Медоварову aka Thorax за предоставленную информацию.

Всё вышесказанное о территории Атмиса с полным правом позволяет считать его Великим: древняя топонимика, курганы, пещеры, таинственные находки - всё говорит об уникальности этого края.

Алексей Плотников.
Фото участников.
Редактор Татьяна Белявская.

На главную